Сказка о Вольге и Елене Премудрой

Третья часть исторической сказки-трилогии на основе славянских былин

Ранее были опубликованы в Беларуси Сказка об основании Могилева:

https://masheka.by/art_mogilev/1027-skazka-ob-osnovanii-mogileva.html

В России Сказка об Александре Пересвете:

http://puteshestvie32.ru/content/skazka-3

Третья часть имеет в основе сюжеты славянских и восточных былин.

Основные даты:

XIII—XII вв. до н. э - датировка Троянской войны, является спорной, однако большинство исследователей относят её к рубежу XIII—XII вв. до н. э.

570 г - рождение Мухаммеда в Мекке. Это арабский проповедник единобожия, основатель и центральная фигура ислама. По мнению мусульман, является пророком. В 610 г. -ниспослание первых откровений; начало пророческой миссии Мухаммеда

Начало XIV века - жил Станислав, киевский князь, о котором рассказывается в белорусско-литовских летописях XVI века

1313г. Пришел к власти Узбек - Хан Улуса Джучи (Золотой Орды); сын Тогрула, десятого сына Менгу-Тимура; племянник хана Тохты.

Сказка о Вольге и Елене Премудрой

Расплескалась по долине
Утренней зари малина
И с крыльца спустилась мать
Сыновей своих обнять

Вспоминались ей денечки,
Как она любимой дочкой
В княжьем тереме росла
Нежной розою цвела

А теперь сама седа,
И из отчего гнезда
Соколов трёх провожает,
Слёзы тихо утирает

Не сомкнула ночью глаз,
С нею - мудрый Китоврас (1)
Марфу словом утешает,
Сыновьям её вещает:

Китоврас:

- Были вы, ученики,
В обучении легки,
Зерна мудрости вкушали
И науки соль познали

Младший - может принимать
Облик возрасту подстать
Как ребеночка младого,
Так и дедушки старого

Среднему теперь подвластны
Чары музыки прекрасной,
И язык зверей и птиц
Понимает без границ

Старший - может обратиться
Без труда в любую птицу,
Волком серым в поле стать,
Щукой по морю гулять

И Лиздейко (2) отбывает
В Вильну, ту, что ожидает
Мир духовный укрепить
И народ объединить

А Боянко (3) - в край Дебрянский,
Где живёт народ славянский,
Ожидая песен звонких,
Сыгранных на струнах тонких

Ну а Вольга (4) - в Киев-град,
Дивный, словно райский сад,
Едет, чтобы погулять
И дружину там собрать

Вольга:

- Матушка, благослови!
Ты растила нас в любви
Будет впредь любовь твоя
С нами жить во всех краях!

Из гнезда мы улетаем,
Но вернуться обещаем
Долго ль, коротко ли ждать -
То Создатель может знать..

Мы берём с собой в дорогу
Лишь родной земли немного
Верный конь копытом бьёт,
Ветер буйный кудри рвет

- - -

Братья с матерью простились,
На три ветра поклонились
И поехали рысцой,
Каждый за своей судьбой

* * *

Встав у озёра лесного
И стреножив вороного,
Вольга лег на бережке,
Растянувшись на песке

Вдруг раздался шелест крыльев,
И три лебедя поплыли,
Гладью озера играя,
Гордо шею выгиная

Вольга тихо затаился
И премного удивился:
Вместо трех прекрасных птиц
Юных увидал девиц!

Скинув перьев одеянье,
Вздумали они купанье
На закате учинить,
Лес весельем разбудить

Добрый молодец опешил
От вечерних звонких песен,
От прекрасной наготы,
Женских линий красоты

Не сдержав своих желаний,
Он подкрался к одеяньям
Дев, прикрывшись бережком,
И одно забрал тайком

Вот собрались три девицы,
Снова, обернувшись птицей,
Образ лебедя принять
И над лесом полетать

Но одной удел иной
Уготовлен был судьбой
Камышом она прикрылась,
Звонким голосом взмолилась:

Елена Премудрая (5):

- Кто ты, похититель тайный
Лебединых одеяний?
Возверни их, умоляю,
И тебе пообещаю:

Коль ты в возрасте большом -
Будешь мне родным отцом,
Если младше вдруг меня ты -
Названным мне станешь братом

Коль ты витязь удалой -
Стану я твоей женой,
Верной быть пообещаю
И детишек нарожаю!

- - -

Перед нею Вольга стал,
Речи ласковы держал,
И ему открылась дева,
Слушая его распевы

Хороша была Елена!
На нее самозабвенно
Вольга молодой взирал,
Тихо голову терял

Женская натура сразу
Чувствует любви заразу
Сердцем все осознавая,
Хворобу ту развивает

И, пером прикрывшись белым,
Начала она несмело
Ту веревочку плести,
О себе рассказ вести

Елена Премудрая:

- За горами, за долами,
За зелеными холмами,
На стеклянной на горе (6)
Есть дворец о серебре

Нас, в отцовской ласке грея,
Сберегая и лелея,
Трех сестер в любви растили
И премудростям учили

Но однажды ночь пришла
И несчастье принесла
Хана южного приказом
Был дворец захвачен разом

Нас, сестер, в полон забрали,
Меж собою разлучали,
Развезли по трём дворцам
И отдали трём царям

Но как только вся полна
Наливается луна,
Обернувшись лебедями
Мы встречаемся ночами

А сегодня, на Купалу (7),
Мы устроили купанье
Мой венок кругами плыл,
Жениха мне подарил

Если я тебе нужна,
Как невеста и жена,
Ты себя не пожалеешь
И дорогу одолеешь

В царство хана Салтыка,
Где уж многие века
Жадность, глупость и разврат
Во главе угла стоят

* * *

Зноем воздух переполнен,
Солнце жертвы ищет в полдень,
Жаром землю окропив
В обескровленной степи

Но среди прохлад фонтанов,
Взмахивая непрестанно
Полукружьем опахал,
Раб прохладу навевал

В том дворце с ажурным сводом
Властелин семи народов
Хан Кипчак, гроза степей,
Знатных принимал гостей

Первый - грозный хан Азвяк (8),
Всех неверных лютый враг
А второй - Салтык-владыка (9),
Знатностью своей великий

Похвалялися они,
Ханство чье, и в скольки дни
Можно будет проскакать,
Скольких лошадей загнать

Похвалялись друг пред другом
Самоцветом-изумрудом,
И сибирскими мехами,
И персидскими коврами,

И оружием старинным,
Красотою дев невинных,
А в конце хвалиться стали,
Как в войне преуспевали

Кипчак:

- Этот год удачным был
И победу мне дарил
Триста городов и сел
У славян бесследно стер

Погулял я в битвах славных
И казну наполнил справно
Трех волшебниц захватил,
По одной вам подарил

Азвяк:

- Пред Кавказом - степь широка,
И царями двух народов
Был скреплен союз военный
Крепостью своей отменный

Но равнинный царь был мной
Перекуплен с головой,
Не сумел он отказаться
От соблазна побрататься

Но такое братство нам
Омерзительно, царям!
Их обоих я пленил,
Но предатель заплатил

Втрое больше и дороже,
Данью жестко был обложен
Лично сам клеймо на нем
Вырезал своим мечом! (10)

И еще добавлю к слову,
Как удачи гнул подкову:
Пятерых князей убил, (11)
И посольства их пленил..

- - -

Салтыку же им подстать
Было нечего сказать,
И бахвалиться он стал
Тем, чего не совершал

Говорил, что поведет
Войско в праведный поход,
Девять градов покорит, (12)
Ханской воле подчинит

И клянется бородою:
Будет будущей весною
В Киеве казну делить
На Днепре коня поить

* * *

Станислав (13) в полях гулял,
День охотой занимал
Рядом - лепшие друзья,
Сплошь удельные князья

И забавою они
Были все увлечены
Кто прицел возьмет точнее,
Кто стрелу пошлет вернее

Вот летит над ними птица,
Невелика голубица
И в нее востра стрела
Каждым послана была

Сверзлась с неба пташка Божья
И упала в придорожье
Князь побиться о заклад
Был с друзьями очень рад

Победитель пожелает,
Остальные - выполняют
Волю меткого счастливца,
Чья стрела попала в птицу

Но какое удивленье
Приключилось: оперенье
Той стрелы чужое было,
Что голубку поразила

И по полю всадник бравый
С бородою кучерявой,
Подбоченясь, подъезжает,
Князю здравия желает

Вольга:

- Ой ты, киевский владыка,
Слава о тебе велика
По родной земле идет
И надежду нам дает

Я прошу меня простить,
Коль мой выстрел причинить
Смог урон охоте ваших
Соподвижников отважных!

Станислав:

- Ты большую честь окажешь,
Если о себе расскажешь
Покажись во всей красе,
Должники твои мы все

Раз ты удалью своей
Превзошел моих друзей,
Будешь равным среди нас,
Выполним мы твой приказ

Вольга:

- Коли ты не шутишь, княже,
То услугу мне окажешь,
Ежели позволишь взять
И дружинушку набрать

Тридцать витязей лихих,
Тридцать воев удалых (14)
Приглашу в дружину эту,
И отправимся по свету

Царство Салтыка искать
И невесту вызволять,
Ту, что мне пообещалась,
И в неволе оказалась

* * *

В стольных киевских палатах,
Украшением богатых,
За морскими осетрами,
Жареными лебедями

Калачами с пылу с жару,
Царскою ухой с наваром,
Среди княжьего обеда
Шла высокая беседа

С иноземными гостями
И богатыми купцами
Князь-надежа речь держал,
Скоморох же потакал

Станислав:

- Оказали Вы нам честь,
Цвет страны собрался весь,
И заморские послы
Тоже, вижу, веселы

Поделитесь Вы со мною,
Расскажите, как страною
Князю лучше управлять
И богатство умножать

Вавила: (15)

- Дюк Степаныч (16), расскажи,
Как красиво жизнь прожить,
Раз на калачи с вином
Смотришь с кислым ты лицом? (17)

Дюк Степанович:

- Скоморох твой, князь великий,
Больно уж косноязыкий
Все богатства я добыл,
Не жалея в поте сил

Сам раджа индийский, Бекет, (18)
В благовейный входит трепет,
Во хранилище входя,
И богатства те видя!

Станислав:

- Ты скажи мне без лукавства,
Велико ли то богатство?
И ведешь ли точный счет,
Новых ценностей приход?

Вавила:

Княже, не вели казнить,
Я могу секрет открыть!
Если вдруг продать Чернигов
С Киевщиной одним мигом

И на ту деньгу скупить
Весь пергамент, посадить
Десять писарей ученых
И чернил налить бочонок

Им не хватит, может стать,
Месяца, чтоб сосчитать
И вписать в пергамент разом
Те индийские алмазы (19)

Станислав:

- Дюк Степаныч, отчего ж
То богатство бережешь
В закромах страны чужой,
А не на земле родной?

Дюк Степанович :

- Сам могу полезным быть,
Службу верную служить,
Лишь бы в княжеских палатах
Были мне любезно рады

Вааила:

- Тут я вспомнил небылицу,
Как козел ходил доиться (20)
С поля первый прискакал
И к буренке в стойло стал

Тоже угодить был рад,
Но хозяюшка ухват
Из-за печки принесла,
Отходила им козла!

- - -

Дюк Степаныч словно рак
Покраснел, и кое-как
Вновь на лавку опустился,
Но за Дюка князь вступился

Станислав:

Прикуси язык, ломака!
Дюк, прости ты хороняку,
Что у дурака в башке,
То на грешном языке!

Все грешны мы, но деянья
Нам зачтутся в оправданье
Пред Всевышним, коль они
Во добре совершены

Весь вопрос лишь в том, что грех
Средь желаний и утех
Сорняком вдруг прорастает,
Человека побеждает

Персидский посол:

В Персии, стране моей,
Дожило до наших дней
О грехе повествованье (21)
Всем живущим в назиданье

Как-то воин молодой
Ехал с дальних стран домой
И к купцу на ужин он
Был любезно приглашен

И за трапезой богатой
Он позарился на злато,
Стал шайтан ему внушать
У купца его забрать

Но с таким соблазном грязным
Воин справился бесстрастно
Стал купца благодарить,
Доброту его хвалить

Гость учтивостью своей
Стал купцу ещё милей
И служанке юных лет
Принести велел щербет

Ай, девица хороша! -
Начал вновь шайтан внушать, -
Саблю вытащи из ножен,
Ею овладеть ты сможешь..

Снова воин молодой
Искушенью дал отбой,
Чтоб соблазна избежать,
Попросил коня седлать

И растроганный купец,
Пожелав, чтоб молодец
Путь окончил дотемна,
Предложил ему вина

- Двух грехов ты избежал, -
Вновь шайтан ему шептал, -
А бокал вина простой -
Грех, не властный над тобой!

И, грехом прельстившись малым,
Насмехаясь над лукавым,
Воин наш в седло вскочил,
Разом кубок осушил

Той легенды, столь печальной,
Расскажу вам окончание:
Был купец разрублен саблей,
Дом купеческий разграблен

Девушка лишилась чести
И с купцом погибла вместе,
А нечистый получил
Душу, ту, что погубил..

Станислав:

- Интересен твой рассказ,
Поучителен для нас
Вняли твоему мы слову:
Малый грех ведёт к большому

И лекарство против зла -
Это добрые дела
Нет ли у тебя в запасах
О людском добре рассказа?

Персидский посол:

- Для меня великим благом
Будет, милостью Аллаха,
Воле князя угодить
И гостей повеселить

Та старинная легенда (22)
Много лет уж незабвенно
Средь народа бережется,
От дедов передаётся

Как-то давнею порою
Трое путников грозою
Были пойманы, блуждали
И убежище искали

Среди горного ущелья
Увидали вход в пещеру,
От стихии в ней укрылись
И на отдых разместились

Сверху вдруг валун упал,
Вход в пещеру закрывал
И в мечтах освободиться
Стали путники молиться

Первый путник вспоминал,
Как когда-то ночевал
У него один прохожий
И забыл кошель из кожи

Туго золотом набитый
И веревкой перевитый
В ожидании владельца
Деньги пущены умельцем

Были в оборот, и стадо
Крупного скота наградой
Обернулось для дельца,
Удалого молодца

И когда тот день настал,
И хозяин приезжал,
Чтобы золото забрать
Это стадо предлагать

Первый путник ему стал
И на этом настоял
И теперь в пещере страшной
Он молил Аллаха страстно:

- Милосердный, помоги,
Жизни наши сбереги,
Если тот поступок мой
Мне зачтется пред тобой!

Несчастливцы услыхали,
Как внезапно дрогнул камень,
Небольшую щель открыл,
Им надежду подарил

Стал второй молиться рьяно,
И припомнил он деянье,
Как у девушки младой
Он отца вернул домой

Девушка, потупив очи,
Постучалась среди ночи.
Чтоб спасти отца родного,
Честь отдать была готова

Хоть соблазн его съедал,
Честь девицы он не стал
Брать в награду за добро,
Даром дал ей серебро,

Выкупить отца из плена..
И теперь самозабвенно
Стал взывать к Всевышнему
То добро зачесть ему

Чуть светлей в пещере стало,
Камень сдвинулся, но мало,
Слишком узок был проход,
Чтоб покинуть мрачный грот

Третий путник ниц упал,
Вновь Аллаха умолял
И его добро принять,
Да валун с пути убрать

Гром небесный вдруг раздался,
Камень на куски распался,
Вышли путники на свет,
Веря счастью али нет

Вавила:

- Это что же за поступки
Крошат горы словно в ступке?
Расскажи мне, что да как, -
Подарю тебе колпак!

Персидский посол:

- Третий путник беден был
И семью свою кормил
Молоком по вечерам,
Эта жизнь не снилась вам!

Первой - мать свою поил,
В возрасте, уже без сил,
А затем - детей с женой,
Над своей грустя судьбой

Задержавшись по делам,
Раз пришёл, а мать спала,
Сын её будить не стал,
Рядом сел - и тихо ждал,

Как проснется мать-старушка,
И поил её из кружки
Молоком, пока она
Не насытилась сполна

Лишь потом детишек стаю
Перецеловал, и, тая
От любви, их всех поил
И Творца благодарил!

Станислав:

- Третий - самый благонравный!
Это трогательно, право..
И за добрые деянья
Мы получим воздаянье

А молитвы - как монеты, (23)
Ими купим путь на небо,
Коли Страшный Суд придёт
И Господь предьявит счёт..

Вавила:

- Метко сказано, надежа!
Кстати, меткостью похожи
На тебя твои друзья,
Птицу на лету разя

Самый меткий же из них
В сердце Киева проник,
Лучших воинов забрал
И в дружину запихал

Те ж повадились ходить
Рыбку на Днепре ловить,
Три денечка поудили -
Рыбу всю повыводили! (24)

Вольга:

- Ты, Вавила, не серчай,
Лучше чарку наливай!
Завтра мы удить не станем,
В царство Салтыка нагрянем

Выступает наша рать,
Чтоб из плена вызволять
Нареченную невесту,
Да не знаем, где то место..

Вавила:

- У невесты есть сестра?
Провожу тебя с утра
Пахарь я, подобно брату
Только выедешь из града,

Двигайся на полдень прямо
У Змеиного кургана
Пашет мой Микула-брат,
Он расскажет, где твой враг..

* * *

Вот Змеиные курганы
Показались из тумана
Меж валов костёр горел,
У костра мужик храпел

Вольга стал его будить
И не мог расшевелить
Тридцать витязей кричали,
Громко по щитам стучали

Но пока не притащили
Жбан воды и окатили
С ног до головы его -
Не будило ничего!

Вольга:

- Ты ль Микула, брат Вавилы,
По отцу сын Селянинов?
Мы от князя бьем челом
И от брата шлем поклон

Мы явились за подмогой:
Помоги ты нам дорогу
В царство Салтыка сыскать,
Чтоб по странам не блуждать

Микула Селянинови (25):

- Видно, в том нужда большая
Что до дальнего до края
Гонит вас судьба-злодейка.
Укажу я вам лазейку!

Но и вы мне подсобите:
Это поле распашите
Моим плугом до оврага,
В том и будет мне награда

- - -

Два дружинника на поле
К плугу выдвинулись вскоре,
Но потом, как ни пытались,
Плуг с земли не вынимали

И затем, вдесятером,
Надавив на плуг плечом,
Сдвинуть с места не могли
Ни на пядь сырой земли

Вся дружина, с Вольной вместе,
Словно куры на насесте
Облепили плуг кругом
И повисли все на нем

- В другой раз мне подсобите! -
Встал Микула, - Отойдите!
Плуг из пашни вынимал,
За ракитов куст бросал.. (26)

Вольга:

- Да, Микула, ты здоров,
Плуг швырнул, и был таков!
И отколь такая сила
Бьёт в тебе неугасимо?

Микула Селянинович:

- Силу тела укрепляю
Тем, что утром выпиваю
Полведра крутого взвара
По рецепту Кудеяра (27)

В воду из ключа бросаю
Я немного иван-чаю,
И ромашку и шалфей,
Чашку мёда из полей

Грею все на угольках,
Только не до кипятка
Выпиваю - и пахать
Или сено убирать

Сила ж духа крепнет в нас,
Как сказал мне Китоврас,
Если мудрости народа
В жизни следует мы строго

Как же нам её познать?
Были, сказки изучать!
Вот, про Колобка рассказ (28) -
Поучителен для нас

Колобок - луна ночная,
А лиса - земля родная.
Раньше не было луны,
Были ноченьки темны

И блуждал, забытый Богом,
По небесным по дорогам
Колобок огромным шаром
Средь небесных твердей старых

Все другие тверди эти
Не поймали его в сети,
Лишь хитра лиса земля
Притянула до себя

Вольга:

- Объяснил ты всем сполна,
Как попала к нам луна
А Змеиные валы
Кем тогда возведены?

Микула Селянинович:

- Сказка молвит, Кожемяка (29)
Плугом запрягал собаку
Змей Горыныча вспахать
Борозду, чтоб разделять

Надвое страну родную,
Стену сделав земляную.
Многи дни они пахали
И до моря дошагали

Дальше хитрый Кожемяка
Уподобил хороняку
Море синее вспахать,
Где и потонула тать

За Змеиными валами
И Китайскими стенами (30)
Прячем испокон веков
Землю нашу от врагов

Проезжал тут Дюк Степаныч
На полуденные страны,
Я его подзадержал
И немного хвост прижал

Разузнал у упыря,
Что ж до Бекета-царя
Убегает, хвост поджавши.
Салтыку сигнал подавши?

А Салтык с твоей Еленой
Драпает на край вселенной
В крепости индийской стать
И опасность переждать

Вот тебе клубок заветный
Завтра утром, в час рассветный
Брось перед собой - и тот
Вас к невесте отведет

* * *

Много ль времени прошло,
Да водицы утекло,
Только, голодом томима,
Шла среди степей дружина

Все припасы истощились,
Новые - не появились
И среди пустынной глади
Ропот возникал в отряде

В пресеченье кривотолков
Вольга обернулся волком, (31)
Тенью по степи ходил,
Свежей дичи раздобыл

Но пришла беда другая:
Ночью вражеская стая
Среди леса окружила
Наших витязей дружину

Вольга лагерь свой оставил,
Обернулся горностаем, (32)
Тихо в стан врага пробрался
И у луков догадался

Тетиву всю перегрызть,
План врага испортить вдрызг
После вылазки лихой
Завязался краткий бой

Враг был полностью повержен,
И дружина, вся в надежде,
Что окончились мытарства,
Въехала в Индийско царство

* * *

О Джуннар (33), кремень востока!
Стены толсты, рвы глубоки
Скрыты в комнатах глухих
Стоны пленников твоих,

Скрыты груды самоцветов
И жестокие секреты
Преступлений прошлых дней
Берегутся в тишине

Бекет, повелитель магов,
Из сословия брахманов, (34)
Бусурманский взяв уклад,
Был одет на новый лад

Дюк Степаныч в жилу с ним
Миром мазанный одним,
Веру предков поменял
И нательный крест снимал

А Салтык, греша немало,
Жертвы приносил Ваалу (35)
Той порой втроём собрались
И в Джуннаре размещались

И Елена в грусти томной
Пред решеткою оконной
Знак искала в небесах
С милым именем в устах

* * *

Вся дружина в час ночной
Собралась перед стеной
В стену ни ножа воткнуть,
Ни верёвки затянуть

А вратам из рыбьей кости (36)
Не нужны незваны гости
В хитром вырезе кости
Только муравью пройти

О любовь! Твоею силой
Мир живёт неугасимо
Где-то страны возникают,
Где-то грады вырастают

Но бывает, что порою
Обернётся все войною,
Приносящей реки крови,
Как в истории о Трое (37)

Вольга тоже не дремал,
Церемониться не стал
И волшебными словами
Обратил он муравьями

Тридцать витязей лихих,
Тридцать воев удалых
И отряд из муравьев
Внутрь проник без лишних слов

- - -

Бекет милости просил,
По-индийски голосил -
Не казнят царей, не бьют, (38)
Волю откупом дают!

Дюк Степаныч извивался
Словно уж, и жизнью клялся,
Что алмазы соберёт,
В Киев стольный увезет

А Салтык бежать пытался,
С крепостной стены сорвался,
Испустил последний дух
У народа на виду

* * *

Чем возвышенней желанье
И труднее испытанье,
Слаще тем нектар побед
И младой любви рассвет

Расплескалась по долине
Утренней зари малина
Витязь и душа-девица
Не могли наговориться!

И в конце надежды сбылись,
Сердца два соединилась
Ну а быль о том походе
До сих пор жива в народе

- - -

Если любите - дерзайте,
Возжелали - добивайтесь!
Пусть вас ангелы хранят
По дороге в райский сад!

Комментарии:

(1) Китоврас - в славянской мифологии бог мудрости и имеет облик кентавра - получеловека, полуконя, является существом вещим; изловленный царём Соломоном, он удивляет его своей мудростью. В позднейших сказаниях китоврас царствует «в граде Лукорье», где днем он царем над людьми, ночью — над зверями

(2) Лизде́йка (Лиздейко, лит.Lizdeika, пол. Lizdejko) — легендарный литовский верховный жрец (криве-кривайтис, криве-кривейте), основатель жреческой традиции в Вильне. В преданиях, зафиксированных в западнорусских летописях, хронике Мацея Стрыйковского и позднейших пересказах, рассказывается о том, как во время охоты князь Гедимин услышал в лесу плач разбуженного звуками охотничьих рогов младенца в корзине, укрытой зеленью, и по совету жреца (тайного отца ребенка) взял его на воспитание. По другой версии плачущий ребёнок был найден Гедимином в орлином гнезде

(3) Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей. Боян, в восточнославянской мифологии эпический поэт-певец. Известен по «Слову о полку Игореве» (имя Боян встречается также в надписях Софии Киевской и в новгородском летописце): «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы». В песнях Боян, таким образом, сказалась шаманская традиция, связанная с представлением о мировом дереве, и навыки ранней славянской поэзии, восходящей к общеиндоевропейскому поэтическому языку (ср. германо-скандинавский миф о Мёде поэзии). Характерен эпитет Боян — «Велесов внук»

(4) Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич) — богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами этого героя являются способность коборотничеству и умение понимать язык птиц, рыб и зверей. Центральный момент былин о Вольге — его поход в далекое царство: индийское. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается к волку и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьёв, а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своим воинам отдаёт местных девушек, оставленных в живых. Сам он становится царём.

(5) Елена Премудрая - героиня волшебных сказок, дочь Кащея, владычица чудесного царства, глава могущественной женской общины и т. п. Обладательница высшей мудрости и магич. силы.

(6) Место жительства Елены Премудрой – Тридевятое царство, Стеклянные горы.

(7) Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы и отмечаемый 24 июня. В ночь на Ивана Купалу выбирались «суженые» и совершались брачные обряды: прыганье через костёр взявшись за руки, обмен венками. Если венок приплыл к берегу, то девушку ожидала скорая свадьба; плыл дальше, то замужество состоится не скоро; тонул, то девушке не суждено было выйти замуж.

(8) Узбек (Азвяк) - Хан Улуса Джучи (Золотой Орды) с 1313 года; сын Тогрула, десятого сына Менгу-Тимура; племянник хана Тохты.

(9) Царь Салтык Ставрульевич - персонаж из былины о Вольге Святославовиче.

(10) В 1319 г. великий золотоордынский хан Узбек через территорию Дагестана и Дербент совершил поход на Кавказ. Он решил расколоть союз алан и половцев, подкупив последних. С этой целью его шпионы обратились к половцам: «Мы и вы – один народ, из одного племени, аланы же нам чужие; мы заключаем с вами договор, что не будем нападать друг на друга и дадим вам столько золота и платья, сколько душа ваша пожелает, только представьте аланов нам». Хитрость удалась. Половцы оставили алан один на один с войсками Узбека и монголы легко справились с аланами, а затем набросились на половцев, которые, чувствуя себя в безопасности в силу заключенного между ними мира, разошлись. Застигнутые врасплох, половцы бежали без боя, часть из них рассеялась, часть ушла за Днепр, большинство же их, собравшихся, направились к Дербенту Ширвана.

(11) При царе Азбяке в Орде его повелением было убито пять великих русских князей: великий князь Михайло Ярославич Тверской, и два сына его, великий князь Дмитрий Михайлович и брат его великий князь Александр Михайлович, великий князь Василий Рязанский, великий князь Иван Ярославич Рязанский; да три удельных князя: князь Александр Новосельский, князь Федор Александрович, внук святого блаженного великого князя Михаила Ярославича Тверского, и князь Федор Иванович Стародубский. При этом же царе Азбяке убит был в Орде благочестивый и великий князь Юрий Данилович Московский великим князем Дмитрием Михайловичем Тверским, без повеления царя Азбяка. А всего убито было царем Азбяком в Орде великих князей и удельных князей — девять человек» (Лицевой летописный свод).

(12) Царь Салтык по сюжету былины захватить хотел Великий Киев-град, а также Чернигов и Новгород. Елена Азвяковна (дарена Азвяком?) ему сказала: - Идешь ты, славный царь, войной на славян, а не знаешь, что взошел на небо светлый месяц, появился в Киеве могучий богатырь, сильный враг твой, Вольга Святославич! Разгневался тут на Елену Салтык Ставрульевич за то, что она его отговаривает на Киев идти, чужого богатыря хвалит; схватил да как ударит ее с размаху о каменный пол!

Воевать хочу святую Русь,
Хочу взять я славный Киев-град,
Подарить хочу по городу
Девяти сынам, по русскому

(13) Станислав — киевский князь начала XIV века, о котором рассказывается вбелорусско-литовских летописях XVI векапространной редакции (Летопись Археологического общества, Рачинского, Ольшевская, Румянцевская, Евреиновская, Хроника Быховца).

(14) Из былины о Вольге:

Подбирал Вольга дружинушку;
И собрал он себе ровнюшек —
Удалых ли добрых молодцев —
Тридцать братьев без единого,
Становился сам в тридцатыих.
Как и стал Вольга с дружиною
На крутом яру у Киева,
Взговорит Вольга Буслаевич:
«Вы, дружина моя храбрая,
Тридцать братьев без единого.
Сам Вольга я во тридцатыих.

(15) В былине Вавила и скоморохи запечатлена прямая связь эпического сюжета со скоморошьим творчеством. Былина была впервые записана в 1899 г. в дер. Шотогорка Пинежского уезда Архангельской губернии от М. Д. Кривополеновой известным собирателем А. Д. Григорьевым.

У честной вдовы да у Ненилы
А было у ней чадо Вавила.
А поехал Вавилушка на ниву
Он ведь нивушку свою орати,
Еще белую пшеницу засевати:
Родну матушку свою хочет кормити.
А ко той вдове да ко Нениле
Пришли люди к ней веселые.
Веселые люди, не простые,
Не простые люди скоморохи.
Еще то чадо да тут Вавила
Видит: люди тут да не простые,
Не простые люди то, святые;
Он походит с ними скоморошить.
Он повел их да ведь домой же.

(16) Дюк Степанович — герой киевского былинного цикла. По сюжету и содержанию «Дюк Степанович» — одна из самых оригинал
ьных славянских былин, отразившая черты реального быта XII века.

(17) Прибыв в Киев, Дюк застает князя в церкви у обедни. Князь удивляется быстроте его переезда, Дюк Степанович хвастает своим конём, а Чурила называет заявление Дюка ложью. На пути из церкви ко двору Дюк Степанович удивляется бедности Киева и хвастает роскошью своего города.Хвастовство продолжается и на пиру, причем Дюк находит невкусными и вино, и калачи у князя и хвастает своими платьями и несчётной казной. Чурила вызывает Дюка на состязание в щегольстве и в скачке: Дюку ежедневно одежду из Индии приносит его конь..

(18) Бекет — былинный хан. Страдает склерозом, пытался убить царевича Елисея. Пытался также побить своим войском богатыря Добрыню, но тот разбил его войско и забрал всё, что было у Бекет-хана.

(19) Чтобы проверить хвастовство Дюка, князь киевский отправляет посольство матери Дюка. Посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги. На приглашение князя жить в Киеве Дюк отвечает отказом, мотивируя его тем, что на приезде молодца не учествовали.

(20) Быль о том, как козёл доиться пришёл. Завидовал корове, что к ней у хозяйки особое отношение. Прибежал из стада вечером первый, стал в ясли и получил за то ухватом. После говорил в стаде, какие люди невежды, не могут распознать самого ценного и полезного из скота.

(21) В Патерике есть повесть о неком египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, если только он совершит один какой-либо из трех грехов: убийство, блуд или пьянство. Но грех совершил проезжий воин.

(22) Предания пророка Мухаммада.
Хадис о троих, которые были заперты в пещере
Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
− (Некогда) трое людей из числа живших до вас отправились в путь (и шли) до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но, когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень и (наглухо) закрыл для них (выход из) неё. Тогда они сказали (друг другу): «Поистине, от этого камня вас может спасти только обращение к Аллаху с мольбой (о том, чтобы Он избавил вас от него) за ваши благие дела!» (После этого) один из них сказал: «О Аллах, у меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до (тех пор, пока не приносил молока) им. Однажды поиски деревьев увели меня далеко (от дома), а когда я вернулся, они уже спали. Я надоил для них молока; узнав же о том, что они заснули, не пожелал (ни будить их), ни поить молоком домочадцев и рабов до них, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения».

(23) Серафим Саровский: "Молитвы - это монетки, коими будем на том свете пред Господом за грехи свои откупаться".

(24) Из былины о Вольге;

Как и стал Вольга с дружиною
На крутом яру у Киева,
Взговорит Вольга Буслаевич:
“Половили мы всю рыбушку
Из синя моря глубокого"
Вольгу дружина слушалась:
Повязала сети шелковы,
Опускала в море синее.
Рыбой Вольга ся обертывал,
Рыбой-щукою зубастою,
Во станы поплыл глубокие,
Распугал всю рыбу красную,
Загонял рыбу во часты сети

(25) Микула Селянинович — былинный богатырь, чудесный пахарь, несущий «тягу земную», олицетворение русского крестьянства; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля» — один из самых монументальных и загадочных образов русского эпоса.

(26) По просьбе Микулы дружинники безуспешно пытаются вытянуть соху из земли. Даже вся дружина в три десятка не смогла этого сделать, Микула Селяновиц спокойно поднимает соху одной рукой и бросает его «за ракитов куст:

Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенъкой,
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли оц повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.

(27) Суворовский отвар - из поколения в поколение передающийся рецепт: иван-чай, шалфей и ромашка с добавлением мёда в ключевой воде, не доводя до кипения

(28) Г.А. Сидоров, Хронолого-эзотерическтй анализ развития современной цивилизации.

Ты что не слышал сказку «Колобок»?
Старик видя мой нахохленный озабоченный вид уже не смеялся, он — хохотал!
— Колобок? — вытаращился я на «знахаря»
— Причём здесь колобок?
— Да при том, что колобок — это и есть наша Луна! И эта сказка не детская.. Внутри же Луна полая, отсюда и её малая плотность
— А кто по-твоему заяц?
— Заяц, — нисколько не смущаясь продолжил «знахарь».
— Скорее всего, поле тяготения какого-то большого астероида.
Ведь строить искусственный спутник пришлось рядом с поясом астероидов.
— А волк? — не унимался я.
— Думаю, что образом серого волка показано гравитационное поле планеты гиганта Сатурна.
Очевидно, при транспортировке к Земле железная конструкция будущей Луны вынуждена была пройти рядом с этой планетой.
Образ медведя наверняка указывает на поле тяготения Юпитера. В солнечной системе по массе ему нет равных. Самый настоящий медведь!
С лисой, я думаю, тебе всё понятно.
Речь идёт о нашей матушке-Земле.
Фактически, в сказке о колобке рассказывается, где и как ядро Луны было построено и каким путём добралось оно до Земли.

По другой версия из славянских былин:

Сказка «Колобок» рассказывает о природном явлении, как Луна катится по Созвездиям (в славянском «зодиаке» названия: Вепрь, Ворон, Медведь, Волк, Лиса и т.д. – Сварожий Круг). В каждом созвездии (Чертоге) Луна становится меньше, т.е. Вепрь откусил, Ворон отклевал, Медведь примял, а когда остаётся серпик, Лиса его съедает и наступает новолуние. С помощью сказки«Колобок» детям показывали созвездия, наблюдали как Луна (колобок — «коло» — круглый бок) катится через эти созвездия, и образно у неё откусывают бок. Так дети изучали звёздную карту неба. Удобно и наглядно.

(28) Зми́евы валы́» — народное название древних (предположительно со II в до н. э. по VII в н. э.) оборонительных валов по берегам притоков Днепра южнее Киева. Их остатки сохранились и сегодня по рекамВита, Красная, Стугна, Трубеж, Сула, Рось и др. Валы по времени создания соответствуют зарубинецкой, черняховской и пеньковской археологическим культурам. Название «Змиев вал» происходит от народных легенд о древнерусских богатырях, усмиривших и запрягших Змия в гигантский плуг, которым пропахали ров-борозду, обозначившую пределы страны.

(29) Былина о том, как Никита Кожемяка и Змей землю делили: кузнец Никита Кожемяка сковал плуг в 300 пудов, запряг в нее змея Горыныча и пропахал борозду от Киева до моря Чёрного, разделил море, и утопил в нём змея. С тех пор та борозда называется Змиевыми валами, а урочище близ Киева зовется до ныне Кожемяками.

(30) Версия того, что Китайская стена – великое заграждение от китайцев,построенное сибирскими народами, либо как дорога для оперативной переброски войск. Построенная к 1644 году «Китайская» стена проходила точно по границе с Цинским Китаем. Это неоднократно подтверждено археологическими открытиями, сделанными в частности, на территории Восточной Сибири.

(31) Былина о походе Вольги на Индийское царство. Центральный момент былины о Вольге — его поход в далекое царство: индийское, Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается к волку и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги.

(32) Былина о походе Вольги на Индийское царство. Вольгв горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч.

(32) Джуннар — ряд кластеров пещерных храмов и крепостей вблизи города в районе Пуны штата Махараштра в Индии. Всего окрестности города насчитывают около 200 независимых районов археологических исследований. На вершине же холма находится одноименная крепость (Shivneri Fort), являющаяся местом рождения национального героя Индии – основателя государства маратхов великого Шиваджи.

(33) Брахманы в Индии каста жрецов, учёных, подвижников, высший слой кастовой иерархии образуют члены одной или нескольких брахманских каст, составляющие от 5 до 10 % населения. Среди этих брахманов присутствуют некоторое число землевладельцев, несколько деревенских писарей и бухгалтеров или счетоводов, небольшая группа служителей культа, выполняющих ритуальные функции в местных святилищах и храмах. Члены каждой брахманской касты заключают браки лишь в своем кругу,

(34) Баал (Ваал) - согласно мнению историков и археологов — один из древнейших человеческих богов, которому поклонялись финикийцы и семиты. Согласно же мнению многих магов, а также христианских и иудейских богословов — это один из страшнейших адских демонов.

(35) Былина о Вольге: чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьёв, а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на Елене, а своим воинам отдаёт местных девушек, оставленных в живых. Сам он становится царём.

Царство крепко огорожено
Стеной каменной, высокою.
Во стене ворота крепкие,
По булату золочёные,
А засовы – крюки медные,
Подворотня – дорог рыбий зуб,
Мелким вырезом вырезана;
По мудрёным мелким вырезам
Впору ли пролезть мурашику.
Тут дружина закручинилась:
“Как пройти нам стены каменны,
Погубить ли добрым молодцам
Нам головушки напрасные?”
Догадался Вольг Буслаевич:
Мурашом себя обёртывал,
Добрых молодцев мурашками,
Пролезал с своею дружиною
В подворотню зуба рыбьего;
За стеной Вольга Буслаевич
Оборачивал мурашиков
Молодцами с сбруей ратною

(37) Троя́нская война́ — война, сказания о которой были распространены в греческом народе ещё до сложения Гомеровского эпоса: автор первой рапсодии «Илиады» предполагает в своих слушателях подробное знакомство с циклом этих сказаний и рассчитывает на то, что Ахилл, Атрей, Одиссей, Аякс Великий, Аякс Малый, Гектор уже знакомы им. Наиболее подробно сохранившееся изложение событий Троянской войны содержится в 2-х поэмах — «Илиаде» и «Одиссее»: главным образом этим двум поэмам

(38) Былина о Вольге:

Царя славного турецкого
Брал Вольга за ручки белые.
Говорил Вольга Буслаевич:
“А не бьют царей, не казнят вас”, -
Царя хлопнул о кирпищат пол
И расшиб Салтана вдребезги